Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. Своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.
В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья.Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью.
По мнению Н. В. Губина, под социализацией принято понимать «процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному [2, с.86].
Процесс социализации происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности человеком. Практически все, что происходит в жизни человека можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения.
Определяющая роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1, с.56].
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании.
Роль семьи в социализации
Большинство отечественных исследователей отмечают, что семья – это микросреда, являющаяся для ребенка источником чувственного опыта. Душевное состояние ребенка определяется своим собственным отношением к родителям и тем, чувствует ли он любовь со стороны родных и близких, свою значимость для родителей.
Для подростков родители — это некая микрогруппа, которая занимается подавлением их активности, ограничивает их самостоятельность, стремится к чрезмерному контролю их поведения, ущемляет их права. Подобное родительское отношение ребенок воспринимает как наставление, поучение, отвержение.
Постоянно чувствуя родительское раздражение, подросток, ощущает себя ненужным. Он теряет чувство значимости, что вызывает у подростка стремление изолировать себя от психотравмирующей ситуации. Результат – демонстративно негативное, противоправное, а порой и преступное поведение с целью оттолкнуть от себя взрослого.
Отсутствие полноценных отношений с родителями ведет за собой поиск новых форм и средств для обретения внимания, родительской любви, ощущения своей значимости в семье. Чувство отверженности заставляет ребенка бороться с не удовлетворяющей его ситуацией. Причем для него семья и есть первопричина такой ситуации, поэтому по отношению к ней ребенок настроен враждебно и осуществляет попытки восстановить эмоциональный контакт с родителями. А для этого в восприятии подростка нет ничего лучше, чем неадекватные формы поведения с целью воздействия на родителей.
Например, подросток привлекает внимание посредством действий, которые вызывают у родителей настороженность, обеспокоенность. В подсознании ребенка формируется вывод, что девиантное поведение является верным средством завоевания любви и заботы родителей для удержания их возле себя. Все это говорит о том, что определенная внутренняя позиция подростка детерминирована межличностными отношениями в семье.