Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

10 марта 2011 - Турушева М.А.

«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»

            Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65 – летию         

                                                 Великой Победы.

Цель: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Продолжительность мероприятия: 20-30 минут.

Сцена оборудована в соответствии с содержанием композиции.

Выступление сопровождается показом презентации в электронном варианте.

Музыкальное сопровождение указано в содержании композиции.

 

Звучит песня «Молитва» в исполнении группы «Песняры».

ВЕДУЩАЯ (1): Женщина и война….  Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война….

 

В мир приходит женщина,

                                            Чтоб свечу зажечь.

 

(Выходят девушки, одна за другой. Музыкальное сопровождение. «Молитва»).

 

ДЕВУШКА (1)):

В мир приходит женщина,

                                            Чтоб очаг беречь.

 

ДЕВУШКА (2):

В мир приходит женщина,

                                            Чтоб любимой быть.

 

ДЕВУШКА (3):

 

В мир приходит женщина,

                                            Чтоб дитя родить.

 

ДЕВУШКА (4):

 

В мир приходит женщина,

                                            Чтоб цветам цвести.

 

ДЕВУШКА (5):

 

В мир приходит женщина,

                                            Чтобы мир спасти.

 

                                                                              Л. Патракова

 

ВЕДУЩАЯ (2): Женщинам грозных 1940-х довелось спасти мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

 

(Звучит отрывок из песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

 

    В один день мир разделился для них на прошлое – то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем….  И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

 

ЧТЕЦ:

 

Не плакала, не голосила –

                                            Спасала других от огня.

            - Как звать тебя? Может, Россия?

       - Я – Лида. Так кличут меня…

       Ах, Лидочки, Настеньки, Тани,

                                           Сиянье доверчивых глаз!

                                           Откуда в часы испытаний

Вдруг силы берутся у вас?

 Так хочется счастья и мира!

      Но ежели… Нам не впервой…

                                           Припала вдова командира

                                           К планшетке его полевой.

                                           Припала, губу закусила,

  А плакать нельзя – ребятня…

          - Как звать тебя? Может, Россия?

     - Я – Лида. Так кличут меня…

     Сквозь трудные слезы, сурово,

                                           Любовью и гневом полны,

                                           Вдове улыбаются вдовы

   Великой священной войны…

 

ДЕВУШКА (1): У нас всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите девушки, вам еще рано на фронт…» Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли.

 

(Звучит отрывок из песни «Ах, война, что ты сделала подлая», сл.Б.Окуджавы)

 

ЧТЕЦ:

 

                                          Какие удивительные лица

                                          Военкоматы видели тогда!

    Текла красавиц юных череда –

Казалось, выпал жребий им

                                                      родиться

            В пуховиках «дворянского гнезда».

             Казалось, благородство им столетья

  Вложили в поступь, в жесты,

                                                   в легкий стан.

                                           Где взяли эту стать

                                           Рабочих дети

                                           И крепостных

                                           Праправнучки крестьян?..

                                           Всё шли и шли они –

                                           Из средней школы,

                                           С филфаков,

                                           Из МЭИ и из МАИ –

                                           Цвет юности,

                                           Элита комсомола,

 Тургеневские девушки мои!

 

ДЕВУШКА (2):  Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня уже не было…

 

ДЕВУШКА (3): Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие еще были, набила ими чемодан, да еще положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

 

ДЕВУШКА (4): А я взяла на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

 

ВЕДУЩАЯ (2): У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

 

ДЕВУШКА (1):

                                         Я ушла из детства в грязную

                                                        теплушку,

    В эшелон пехоты, в санитарный

                                                              взвод.

                                         Дальние разрывы слушал и

                                                        не слушал

  Ко всему привыкший 41-й год.

  Я пошла из школы в блиндажи

                                                            сырые,

  От Прекрасной Дамы в «мать»

                                                             и «перемать»,

                                         Потому что имя ближе,

                                                 чем Россия,

                                         Не могла сыскать.

 

                                                                                        Ю. Друнина

 

ВЕДУЩАЯ (1): Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни.

 

(Девушки исполняют песню «Катюша», муз.М.Блантера, сл. М. Исаковского)

 

Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука.

 

ДЕВУШКА (2): Стоим мы как-то с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идет, надо останавливать словами: «Стой, кто идет?» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стойте, кто идет? Вы меня извините, но я  буду стрелять!»

 

ДЕВУШКА (3): А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязывала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: «Танк! Танк!» - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли…. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала, не от фашистского, а от нашего танка.

 

ДЕВУШКА (4): А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась.

 

Я не привыкла, чтоб меня жалели,

                                     Я тем гордилась, что среди огня

    Мужчины в окровавленных шинелях

  На помощь звали девушку – меня…

 

ЧТЕЦ:

 

   Побледнев, стиснув зубы до хруста,

                                     От родного окопа,

                                     Одна

                                     Ты должна оторваться,

                                     И бруствер

                                     Проскочить под обстрелом

                                     Должна.

                                     Ты должна.

                                     Хоть вернешься едва ли,

                                     Хоть «Не смей!»

                                     Повторяет комбат.

                                     Даже танки

                                     (Они же из стали!)

                                     В трех шагах от окопа горят.

                                     Ты должна.

                                     Ведь нельзя притвориться

                                     Пред собой,

                                     Что не слышишь в ночи,

                                     Как почти безнадежно

                                     «Сестрица!»

                                     Кто-то там,

                                     Под обстрелом, кричит…

 

ВЕДУЩАЯ (1): Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более женщине.

 

ДЕВУШКА (4): Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я её еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребенка.  Знаешь, теперь я никому не поверю, если скажут, что было не страшно на войне…. Здесь страшно…. Вчера вытаскивала раненых с поля боя. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Ему надо срочно отрезать руку и перевязать. Иначе перевязку не сделаешь. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка болталась на плече, когда я ползла, вот они и выпали. Что делать! Но он посмотрел на меня. И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала. А он мне в горячке шепчет: «Скорей. Сестра, я ещё повоюю…»

 

ВЕДУЩАЯ (2): Военная профессия – сестра милосердия. Милосердие – мучительное сострадание к чужой боли – является, пожалуй, самым важным в этой профессии.

 

ЧТЕЦ:

 

                                     Глаза бойца слезами налиты,

   Лежит он, напружиненный и белый,

                                     А я должна присохшие бинты

                                     С него сорвать

                                                         одним движеньем смелым.

 Одним движеньем – так учили нас,

                                     Одним движеньем –

                                      только в этом жалость…

                                     Но встретившись со взглядом

                                                     страшных глаз,

                                     Я на движенье это не решалась.

                                     На бинт я щедро перекись лила,

                                     Стараясь отмочить его без боли.

                                     А фельдшерица становилась зла

                                     И повторяла: «Горе мне с тобою!

  Так с каждым церемониться – беда,

  Да и ему лишь прибавляешь муки».

                                     Но раненые метили всегда

  Попасть в мои медлительные руки.

                                     Не надо рвать присохшие бинты,

      Когда их можно снять почти без боли

                                     Я это поняла, поймёшь и ты…

                                     Как жалко, что науке доброты

                                     Нельзя по книжкам

                                     В школе научиться

 

ДЕВУШКА (5): Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и все на моих глазах.

 

ДЕВУШКА (1):

 

Я только раз видела рукопашный,

                                     Раз – наяву и сотни раз – во сне,

                                     Кто говорит, что на войне

                                          не страшно,

                                     Тот ничего не знает о войне.

 

(Звучит стихотворение Р.Рождественского «Баллада о зенитчицах»)

 

ВЕДУЩАЯ (1): Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

 

ДЕВУШКА (2): Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу…  и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

 

ДЕВУШКА (3): А у нас командир понимающий был, берег нас, заботился. Под Москвой – отступление, самое страшное время, а он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми…» - и представляете, привез.

 

(Звучит «Вальс фронтовых подруг» муз. , все девушки танцуют)

 

ВЕДУЩАЯ (2): В окопах переднего края с неожиданной быстротой столько всего постигали, сколько в другое время не узнали бы и в несколько десятилетий. В свои 17 лет им хотелось бы краем полудетской ладошки прикоснуться к тому неиспытанному счастью, которое взрослые называют любовью.

 

 

ДЕВУШКА (5):

Ко мне в окоп сквозь мины и разрывы

                                  Незваной гостьей забралась любовь.

                                  Не знала я, что можно

                                  стать счастливой

                                  У дымных Сталинградских берегов.

 

ВЕДУЩАЯ (1): (голос за сценой): Молодость и война, любовь и смерть… Какие несовместимые понятия! Но было именно так… А ещё вера в силу любви!

 

ДЕВУШКА (1): 12 июля прибыла машина с ранеными. Самым тяжелым был офицер-танкист. Побледневший от потери крови, весь в копоти и пыли, он находился в шоковым состоянии и невнятно произносил: «Вперед, давай!» Сняв окровавленную повязку, я увидела обнажённую почку. Он был на волоске от смерти. Я знала, что только свежая, тёплая моя кровь спасёт его жизнь. Я не запомнила тогда его лица. Сколько таких прошло… Я просто выполнила свой долг. Спустя месяц он захотел увидеть тех, кто спас ему жизнь. Я не узнала его. Передо мной стоял красивый стройный офицер с задумчивыми голубыми глазами. Он благодарно посмотрел на меня: «Наконец я нашёл вас…» Мы долго говорили что-то друг другу, но поняли главное: мы не расстанемся – это любовь, это судьба…

 

Звучит песня «Молитва», группа «Песняры», на её фоне читается стихотворение.

 

ДЕВУШКА (3): 

 

                                           Ты рядом, и всё прекрасно:

                                           И дождь, и холодный ветер.

                                           Спасибо тебе, м ой ясный,

                                           За то, что ты есть на свете.

                                           Спасибо за эти губы,

                                           Спасибо за эти руки.

                                           Спасибо тебе,

                                            мой любимый,

                                           За то, что ты есть на свете.

                                           Ты – рядом, а ведь могли бы

                                           Друг друга совсем не встретить…

                                           Единственный мой, спасибо,

                                           За то, что ты есть на свете.

                                                                             Ю.Друнина.

 

ВЕДУЩАЯ (2): Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

 

                 Авторы: Ведерникова Т.М. (учитель русского языка и литературы) Мородудина Г.А (библиотекарь).

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 7011 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

          Муниципальное образовательное учреждение

          Средняя общеобразовательная школа

          п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19

          тел./факс: 8(30236)49181

          e-mail: n-p.shkola@yandex.ru