Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"
10 марта 2011 - Турушева М.А.
«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65 – летию Великой Победы. Цель: воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Продолжительность мероприятия: 20-30 минут. Сцена оборудована в соответствии с содержанием композиции. Выступление сопровождается показом презентации в электронном варианте. Музыкальное сопровождение указано в содержании композиции. Звучит песня «Молитва» в исполнении группы «Песняры». ВЕДУЩАЯ (1): Женщина и война…. Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война…. В мир приходит женщина, Чтоб свечу зажечь. (Выходят девушки, одна за другой. Музыкальное сопровождение. «Молитва»). ДЕВУШКА (1)): В мир приходит женщина, Чтоб очаг беречь. ДЕВУШКА (2): В мир приходит женщина, Чтоб любимой быть. ДЕВУШКА (3): В мир приходит женщина, Чтоб дитя родить. ДЕВУШКА (4): В мир приходит женщина, Чтоб цветам цвести. ДЕВУШКА (5): В мир приходит женщина, Чтобы мир спасти.
Л. Патракова ВЕДУЩАЯ (2): Женщинам грозных 1940-х довелось спасти мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. (Звучит отрывок из песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача) В один день мир разделился для них на прошлое – то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем…. И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание. ЧТЕЦ: Не плакала, не голосила – Спасала других от огня. - Как звать тебя? Может, Россия? - Я – Лида. Так кличут меня… Ах, Лидочки, Настеньки, Тани, Сиянье доверчивых глаз! Откуда в часы испытаний Вдруг силы берутся у вас? Так хочется счастья и мира! Но ежели… Нам не впервой… Припала вдова командира К планшетке его полевой. Припала, губу закусила, А плакать нельзя – ребятня… - Как звать тебя? Может, Россия? - Я – Лида. Так кличут меня… Сквозь трудные слезы, сурово, Любовью и гневом полны, Вдове улыбаются вдовы Великой священной войны… ДЕВУШКА (1): У нас всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите девушки, вам еще рано на фронт…» Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли. (Звучит отрывок из песни «Ах, война, что ты сделала подлая», сл.Б.Окуджавы) ЧТЕЦ: Какие удивительные лица Военкоматы видели тогда! Текла красавиц юных череда – Казалось, выпал жребий им родиться В пуховиках «дворянского гнезда». Казалось, благородство им столетья Вложили в поступь, в жесты, в легкий стан. Где взяли эту стать Рабочих дети И крепостных Праправнучки крестьян?.. Всё шли и шли они – Из средней школы, С филфаков, Из МЭИ и из МАИ – Цвет юности, Элита комсомола, Тургеневские девушки мои! ДЕВУШКА (2): Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня уже не было… ДЕВУШКА (3): Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие еще были, набила ими чемодан, да еще положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт. ДЕВУШКА (4): А я взяла на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится. ВЕДУЩАЯ (2): У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину. ДЕВУШКА (1): Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший 41-й год. Я пошла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем Россия, Не могла сыскать. Ю. Друнина ВЕДУЩАЯ (1): Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни. (Девушки исполняют песню «Катюша», муз.М.Блантера, сл. М. Исаковского) Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука. ДЕВУШКА (2): Стоим мы как-то с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идет, надо останавливать словами: «Стой, кто идет?» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стойте, кто идет? Вы меня извините, но я буду стрелять!» ДЕВУШКА (3): А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязывала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: «Танк! Танк!» - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли…. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала, не от фашистского, а от нашего танка. ДЕВУШКА (4): А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась. Я не привыкла, чтоб меня жалели, Я тем гордилась, что среди огня Мужчины в окровавленных шинелях На помощь звали девушку – меня… ЧТЕЦ: Побледнев, стиснув зубы до хруста, От родного окопа, Одна Ты должна оторваться, И бруствер Проскочить под обстрелом Должна. Ты должна. Хоть вернешься едва ли, Хоть «Не смей!» Повторяет комбат. Даже танки (Они же из стали!) В трех шагах от окопа горят. Ты должна. Ведь нельзя притвориться Пред собой, Что не слышишь в ночи, Как почти безнадежно «Сестрица!» Кто-то там, Под обстрелом, кричит… ВЕДУЩАЯ (1): Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более женщине. ДЕВУШКА (4): Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я её еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребенка. Знаешь, теперь я никому не поверю, если скажут, что было не страшно на войне…. Здесь страшно…. Вчера вытаскивала раненых с поля боя. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Ему надо срочно отрезать руку и перевязать. Иначе перевязку не сделаешь. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка болталась на плече, когда я ползла, вот они и выпали. Что делать! Но он посмотрел на меня. И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала. А он мне в горячке шепчет: «Скорей. Сестра, я ещё повоюю…» ВЕДУЩАЯ (2): Военная профессия – сестра милосердия. Милосердие – мучительное сострадание к чужой боли – является, пожалуй, самым важным в этой профессии. ЧТЕЦ: Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна присохшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем – так учили нас, Одним движеньем – только в этом жалость… Но встретившись со взглядом страшных глаз, Я на движенье это не решалась. На бинт я щедро перекись лила, Стараясь отмочить его без боли. А фельдшерица становилась зла И повторяла: «Горе мне с тобою! Так с каждым церемониться – беда, Да и ему лишь прибавляешь муки». Но раненые метили всегда Попасть в мои медлительные руки. Не надо рвать присохшие бинты, Когда их можно снять почти без боли Я это поняла, поймёшь и ты… Как жалко, что науке доброты Нельзя по книжкам В школе научиться ДЕВУШКА (5): Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и все на моих глазах. ДЕВУШКА (1): Я только раз видела рукопашный, Раз – наяву и сотни раз – во сне, Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. (Звучит стихотворение Р.Рождественского «Баллада о зенитчицах») ВЕДУЩАЯ (1): Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих. ДЕВУШКА (2): Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать. ДЕВУШКА (3): А у нас командир понимающий был, берег нас, заботился. Под Москвой – отступление, самое страшное время, а он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми…» - и представляете, привез. (Звучит «Вальс фронтовых подруг» муз. , все девушки танцуют) ВЕДУЩАЯ (2): В окопах переднего края с неожиданной быстротой столько всего постигали, сколько в другое время не узнали бы и в несколько десятилетий. В свои 17 лет им хотелось бы краем полудетской ладошки прикоснуться к тому неиспытанному счастью, которое взрослые называют любовью. ДЕВУШКА (5): Ко мне в окоп сквозь мины и разрывы Незваной гостьей забралась любовь. Не знала я, что можно стать счастливой У дымных Сталинградских берегов. ВЕДУЩАЯ (1): (голос за сценой): Молодость и война, любовь и смерть… Какие несовместимые понятия! Но было именно так… А ещё вера в силу любви! ДЕВУШКА (1): 12 июля прибыла машина с ранеными. Самым тяжелым был офицер-танкист. Побледневший от потери крови, весь в копоти и пыли, он находился в шоковым состоянии и невнятно произносил: «Вперед, давай!» Сняв окровавленную повязку, я увидела обнажённую почку. Он был на волоске от смерти. Я знала, что только свежая, тёплая моя кровь спасёт его жизнь. Я не запомнила тогда его лица. Сколько таких прошло… Я просто выполнила свой долг. Спустя месяц он захотел увидеть тех, кто спас ему жизнь. Я не узнала его. Передо мной стоял красивый стройный офицер с задумчивыми голубыми глазами. Он благодарно посмотрел на меня: «Наконец я нашёл вас…» Мы долго говорили что-то друг другу, но поняли главное: мы не расстанемся – это любовь, это судьба… Звучит песня «Молитва», группа «Песняры», на её фоне читается стихотворение. ДЕВУШКА (3): Ты рядом, и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, м ой ясный, За то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за эти руки. Спасибо тебе, мой любимый, За то, что ты есть на свете. Ты – рядом, а ведь могли бы Друг друга совсем не встретить… Единственный мой, спасибо, За то, что ты есть на свете. Ю.Друнина. ВЕДУЩАЯ (2): Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
Авторы: Ведерникова Т.М. (учитель русского языка и литературы) Мородудина Г.А (библиотекарь).
Рейтинг: +1
Голосов: 1
7011 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19 тел./факс: 8(30236)49181 e-mail: n-p.shkola@yandex.ru |