Классный час по теме "Добро или зло?" 5 б класс
29 апреля 2012 - Верисоцкая И.Л.
Классный час по теме «Добро или зло?». 5 б класс. Цели классного часа: Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках. Задачи: 1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие. 2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения. 3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела. 4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость. Форма классного часа: классный час – размышление. Основные понятия: доброта, милосердие, добро и зло. Методы обучения: 1.Беседа 2.Упражнения 3.Работа в парах. Подготовка. 1. Родители изготавливают 2 плаката: 2 цветика - семицветика для работы с детьми, изображение кота Леопольда и мышей 2. Преподаватель ищет запись песни Маленького Мука, музыкальной композиции для релаксации на классном часе 3. Дети ищут и запоминают пословицы, поговорки о доброте. Учащиеся разучивают стихотворение о добре и зле. 4. Учащиеся рисуют добро и зло так, как они это представляют. Оборудование: - название темы классного часа, - пословицы и поговорки о добре и о зле; -аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука Автор текста (слова): Энтин Ю., Композитор (музыка):Минков М. -музыкальная композиция для релаксации на уроке -2 цветика-семицветика для работы с учащимися -рисунки учащихся на тему «Добро» и «Зло» - толковые словари -блокноты для записи. Ход классного часа: 1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы. Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычный классный час. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма (кота Леопольда), посмотрите на доску. На доске плакат с изображением персонажа мультфильма. Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж? Ответы детей: Приключения кота Леопольда. Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он? Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло. Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица. Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые. А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд? Он, по-вашему, добрый кот? Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив. А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки? Ответы детей: Это мыши. Они, по-вашему, злые? Ответы детей. Так, о чем мы с вами поговорим? Ответы детей: О добре и зле. Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле. Тема нашего классного часа так и называется: «Добро или зло?». 2.Психологическая разминка. Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло? Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки. Проведем такой эксперимент. Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию ( звучит музыка добра, чувств и мечтаний). Что вы почувствовали? Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение. А почему, как вы думаете? Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение. Вы правы в этом. А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей. Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей. 3. Определение понятий «добро» и «зло». А вы знаете, что называют добром, что злом? Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»? Сформулируйте определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите… «Добро – это…» «Зло –это …» Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов Ответы детей Добро- вещественное , все доброе (достаток, добришко) В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович). Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добрый человек -это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла! Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича) Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.) «Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».(ам. Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло) «Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист Роберт Ингерсолл). Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.) Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации. Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни. Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» Запомните это. Теперь вы знаете эти понятия. Выполните упражнение. Упражнение «Соседи добра и зла». Посмотрите на следующий плакат и назовите соседей добра и зла. та сть порядочность радство душие вредность Добро - деятельность Зло - деяние сердечность памятность Объясните их. Какие вам ближе? Объясните значение слов «Злопыхательство», «Злоязычие», «Добросердечность». Вы приготовили рисунки на тему «добро и зло». Объясните их. Что для вас добро и зло? 4.Поговорки о добре и зле. А вы знаете поговорки о добре и зле? Где ногой ступит – трава не растёт. Глядит, как змея из-за пазухи. Глядит, как чёрт на попа. Говорит три дни, а всё про злыдни. Делай другим добро – будешь сам без беды. Делая зло, на добро не надейся. Для такого характера и сатана не пугало. Добра желаешь, добро и делай. Добра ищи, а худо само придёт. Добра не смыслишь, так худа не делай. Добра, что клада, ищут, а худо под рукой. Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится. Добро не лихо – ходит тихо. Добро сеять, добро и пожинать. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброму человеку весь мир – свой дом, а злому – и своя хата чужая. Добрый человек плачет от радости, а злой – от зависти. Его копейка нищему руку прожжёт. Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились. Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит. И душа то в чем: кожа да кости, да и те пожелтели от злости. Как на лес взглянет, так и лес вянет. Красота до вечера, а доброта навеки. Кто с лихостию, а Бог с милостию. Тьма света не любит, злой доброго не терпит. Злой не верит, что есть добрый В чем их смысл? Ответы детей: от зла не жди ничего хорошего. Чему учат эти поговорки? Ответы детей. 5.Сказки о добре и зле. Загадки. А какие сказки о добре и зле вы знаете? Ответы детей: Красная шапочка. Спящая красавица. Золушка. Шарль Перро. Снежная королева. Дюймовочка. Андерсен. Отгадайте сказки, в которых упоминается о добре и зле. Появилась девочка в чашечке цветка. А была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала, Вот какая девочка, как она мала! Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? ОТВЕТ: Дюймовочка Сейчас потолкуем о книжке другой. Тут синее море, тут берег морской. Старик вышел к морю, он невод забросит, Кого-то поймает и что-то попросит. О жадной старухе рассказ здесь пойдет, А жадность, ребята, к добру не ведет. И кончится дело все тем же корытом, Но только не новым, а старым, разбитым. ОТВЕТ: "Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С.Пушкин Кто-то за кого-то ухватился крепко, Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но еще помощники скоро прибегут, Победит упрямицу дружный общий труд. Кто засел так крепко? Кто же это… репка Кто я? Я бегу, бегу, бегу, Опоздать я не могу! Я на волке поскачу, На орле я полечу! Не боюсь волны морской, Не боюсь горы, крутой. Я лечу, плыву, скачу, — Всем больным помочь хочу! ОТВЕТ: Доктор Айболит Вы знаете девушку эту, Она в старой сказке воспета. Работала, скромно жила, Не видела ясного солнышка, Вокруг - только грязь и зола. А звали красавицу ... (Золушка) Xолодной льдинки злой осколок Вонзит в сердечко малыша. Её правленья век не долог, Когда есть добрая душа. Снежная королева Что побеждает в этих сказках? Ответы детей: Дружба, доброта, помощь, любовь. 6. Противостояние добра злу Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. В подтверждение этого учащиеся читают стихотворение. (Сосновская Анна, Захарова Анна) Мы каждый день встречаемся с тобой, Один –хороший, добрый, а другой- плохой и злой. И каждый день мы перед выбором стоим Как нам соединиться стать одним? Мы разные, как ночь и день, как свет и тьма, Мы не похожи, как лето и зима, В одном тихонько светит радость, и искриться смех, В другом вскипает ярость, превращаясь в грех. И целым нам не стать, хоть мы одно Как целым не стают волны верхушка и илистое дно И иногда друг перед другом мы стоя Тихонько шепчем - я ведь ты, а ты ведь я. Сосновская Анна Андреевна читает стихотворение. Добро и Зло с далёких пор Ведут свой древний, давний спор Кто наяву а не во сне Сильней и крепче на земле? "Сильнее Я" сказало Зло "Кто служит мне, тем повезло Я щедро отблагодарю Земные блага подарю Машины, деньги, мощь и власть Пусть насладятся жизнью всласть!" Добро сказало: "Может быть, Но только я могу любить Хоть за душою ни гроша Для всех людей важна душа Я виллы, яхты не дарю Зато я душу сохраню Друзей, родных, детей и дом И много счастья в доме том Не знаю что ещё сказать.. Остаться с кем, самим решать Добро и Зло с далёких пор Не оставляют этот спор. Единственное, что вы должны понимать, где добро и зло, и чтобы ваши намерения были чистыми и добрыми, тогда и зла будет меньше. И тогда, действительно, добро победит зло не только в сказках. Делайте добро, от которого будет польза. 7.Притча о добре и зле Нужно быть искренне добрым. А зачем нужно быть добрым? Ответы детей: Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать, сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать плохо другим людям…и чтобы зло не побороло добро в вашей душе. Вот послушайте притчу о том, как это бывает. .Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. А что нужно делать, чтобы быть добрым? Ответы детей. Учащиеся читают стихотворения о добрых людях. Кто уверенно в мире стоит, Добрых людей, как всегда, не хватает, 8.Высказывания известных людей о добре и зле. Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим. -Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551- -Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39) -Зло может остановить добро (древняя мудрость) -Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин) -Добро всегда побеждает зло. -Тайное всегда становится явным. Могут ли эти высказывания стать вашим жизненным ориентиром? 8. Закрепление. Давайте теперь установим правила доброты. Дети называют правила, а учитель записывает на доске. Правила доброты. 1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив. 2. Будь внимателен к людям, помогай им.
Заполните лепестки цветков словами о добре и зле. Какой цветок лучше? Что же вы выбираете? Добро или зло? Ответы учащихся Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека. Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра. В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.
Рейтинг: 0
Голосов: 0
52592 просмотра
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19 тел./факс: 8(30236)49181 e-mail: n-p.shkola@yandex.ru |