Работы учащихся на конкурс, посвященный ВОВ

11 марта 2011 - Турушева М.А.


 

Маленькие солдаты большой войны.

(По книге В.Катаева «Сын полка»)

Дети и война – нет более

ужасного сближения вещей на свете.

А.Твардовский.


 

22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Фашисты называли эту войну «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием и беспощадностью уничтожали раненых бойцов и безоружных пленных, стариков, женщин, детей. Дети гибли от бомб и снарядов, умирали в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в огонь, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме. Но это не сломило их волю, никто не хотел оставаться в стороне: они уходили на войну, работали на оборонных заводах, помогали в госпиталях, строили укрепления.

Дети войны – мальчики и девочки - они быстро взрослели, сердца их затвердевали в ненависти к врагу, и руки тянулись к оружию. Советская литература не осталась в долгу перед стойкостью и мужеством юного поколения: рассказы, повести, баллады посвящали вам, дети войны.

По совету бабушки, она библиотекарь, я прочитал книгу Валентина Катаева «Сын полка».

Главный герой повести - Ваня Солнцев. Мальчик потерял близких, его деревня была сожжена. Больного, оборванного, голодного ребёнка находят разведчики из батареи капитана Енакиева и забирают в свою часть. Смелых, видавших виды разведчиков поражает история, рассказанная мальчиком. Потеряв родных, оставшись без крова, «…пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силой в какой-то ихний страшный изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер, но всё же кое-как сдюжил. Потом убежал». Два года бродил и прятался он по лесам, хотел попасть на фронт, чтобы воевать. Ему приходилось прятаться от немцев, он голодал. С собой Ваня всё время носил букварь, чтобы буквы не забыть и острый гвоздь, чтобы убить хоть одного немца.

Автор сравнивает его с волчонком, у двенадцатилетнего мальчишки недетские глаза, глаза, видевшие смерть. В полку, среди своих солдат, он наконец-то чувствует себя счастливым. Но война недетское занятие. Ваню решено было отправить в тыл, а там определить в детский дом. По дороге, обхитрив умелого разведчика Биденко, мальчик вернулся обратно, на батарею капитана Енакиева.

«Пастушка», а именно так его прозвали разведчики, решено было оставить. Вскоре он получает своё первое задание. Благодаря своей смекалке, находчивости, смелости выполняет его. Ваня прикладывает все силы, чтобы выполнить любое задание. Он понимает, что рискует жизнью, ему бывает страшно, но он старается, старается изо всех сил приблизить победу.

Читая книгу, переживаешь за судьбу не только мальчика, но и других главных героев. Мне симпатичны солдаты, которые среди крови и смерти не очерствели душой. Всем сердцем привязались они к мальчику, защищая его, бережно заботясь о нем. Эта книга и о солдатской дружбе, взаимовыручке. Читая повесть, мы узнаём о судьбе солдат, о том, как искалечила война их мирную жизнь.

Книга воспитывает в читателе чувство патриотизма, силу духа. Люди должны строить дома, растить детей, трудиться на полях и заводах. Война не должна повториться. Об этом книга Валентина Катаева.


 

 

Котельников Сергей Алексеевич, 14 лет, 

МОУ СОШ п. Новопавловка, 8а класс.

673030, Забайкальский край

Петровск-Забайкальский район

п. Новопавловка

ул.Геологическая, д.32, кв. 2.


Возвращаясь, возвратись…
(по рассказу А.Платонова «Возвращение»)


 

Благослови, господь, семью – творения венец.

На головёночках детей покоится земля.

Святая Троица земли – Ребёнок, Мать, Отец,

И человечество само не что-нибудь – семья.

 

Е.Евтушенко.


 

Писатели и поэты, «целители уставших наших душ», только им подвластно «глаголом жечь сердца людей», жечь до боли, до глубины души. Если ты выбрал писательский путь, будь готов и к взлётам и падениям, к славе и забвению, говорить правду и преподносить ложь.

Открытый читателям в конце 80-х годов XX века А.П. Платонов – один из немногих, кто не боялся сказать слово правды, его жизненная и писательская судьба определилась историей страны, в которой он родился, которую защищал словом и делом. Он собирался посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. Он работал помощником машиниста, инженером-электриком, занимался мелиорацией и электрификацией, в годы Великой Отечественной войны был на фронте в качестве военного корреспондента. Дорогами войны писатель прошёл путь от Воронежа, Курска до Берлина. Своё восприятие войны Платонов выразил в очерках и рассказах.

Рассказ «Возвращение» был опубликован в журнале «Новый мир» осенью 1946 года под названием «Семья Иванова». Критики признали рассказ клеветническим, чужим и враждебным. Почему? Столь острый вопрос волнует и современного читателя.

На мой взгляд, Платонов рассказывает об одном из самых опасных для народа последствий войны – разрушение семьи, ведь семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.

На примере Алексея Иванова – главного героя рассказа, автор иллюстрирует нам раздвоение внутреннего мира героя, после тяжелой разлуки с родными ему людьми.

С одной стороны герой хочет быть с семьей. У него есть дети, любящие его, его притягивает знакомый (родной) запах дома. «Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ: там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

А с другой стороны его отталкивает то, что дети выросли. «Петруша казался старше своего возраста и походил на небогатого, но исправного мужичка», младшая Настенька его не знает.

Отношения с женой также осложнились. После «ночного разговора»

с Любой, её признанием в измене, Алексей принимает решение покинуть дом. Алексей не способен понять исповедь Любы. Его доводы крайне категоричны, даже оскорбительны. Он винит жену в измене и считает себя единственно правым хотя бы уже потому, что прошел через ад войны «…я пережил больше, чем ты… Войны нет, а ты в сердце ранила меня». Он не слышит её слов: «Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала». В эту минуту он не чувствовал ничего, кроме своей боли. Но ведь сам потянулся к той самой Маше, новому близкому человеку, которую встретил на вокзале, перед отъездом домой, ощутив спасительную силу «сердца другого человека».

Что происходит с родными друг другу людьми? Ответ прост. Они забыли прежнюю жизнь: Алексей привык к жизни на фронте, Люба пыталась преодолеть тоску по мужу через близость с другим человеком. Кто поможет простить и забыть измену, боль, страх, смерть?

«Вскоре пришёл поезд, который шёл в ту сторону, откуда только вчера прибыл Иванов. Он взял свой вещевой мешок и пошёл на посадку, вошёл в тамбур вагона и остался в нём, чтобы посмотреть последний раз на небольшой город, где он жил до войны, где у него родились дети… Проезжая сельскую грунтовую дорогу, которая шла в город, он увидел бежавших вслед за поездом двух ребят. Больший из них махал рукою к себе, как будто призывал кого-то, чтобы тот возвратился к нему. Иванов узнал своих детей, кинул свой вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошёл с поезда…»

Это был первый шаг к долгому возвращению, и оно будет непростым, но каждый, прочитавший рассказ Платонова верит, что герои всё преодолеют, им есть ради кого жить и любить.

Шёл солдат в дымах непроходимых,

А от всех дорог и пристаней

Молча шли за ним глаза любимых,

А любви не выдумать сильней.

П.Герман. «Минуты жизни»


 


 

Олейник Олеся , 17 лет,

МОУ СОШ п. Новопавловка, 11 б класс.

673030, Забайкальский край

Петровск-Забайкальский район

п. Новопавловка


 



 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2120 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

          Муниципальное образовательное учреждение

          Средняя общеобразовательная школа

          п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19

          тел./факс: 8(30236)49181

          e-mail: n-p.shkola@yandex.ru