Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
3 декабря 2012 - Ведерникова Т.М.
Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе. Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». 200 лет назад русская армия мужественно сражалась с неприятелем, а 175 лет назад М.Ю. Лермонтов рассказал о стойкости, верности, силе духа русских в Отечественной войне. Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта. «Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник». По мнению В. Н. Турбина, непосредственным поводом к переделке юношеского стихотворения «Поле Бородина» послужила юбилейная лжепатриотическая шумиха и сочинение Булгарина Фаддея, некоторые выражения которого намеренно использованы Лермонтовым в полемических целях. «Бородино» - первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома. Оно принесло известность поэту. Что же так привлекало внимание читателя и критиков? Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку. Обратимся к содержанию. В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы. Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку: Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи И все: на наш редут * * * Изведал враг в тот день не мало, Что значит - русский бой удалый, Наш рукопашный бой! Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения: Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел. Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»). Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину: Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню: Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход: Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу: Что тут хитрить, пожалуй, к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою! Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников. В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек. Вкладывая рассказ о Бородинском
сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям
достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне
В. Г. Белинский увидел в этом стихотворении жалобу «на настоящее поколение; дремлющее в бедствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Л. Н. Толстой считал «Бородино» зеркалом романа-эпопеи «Война и мир». По определению Л. В.Пумпянского, «Бородино» заключает в себе огромный материал для наблюдений и выводов. Прошло много лет, а стихотворение не утратило свою значимость для нас, живущих в 21 столетии. К этому стихотворению следует подходить как к открытию, имеющему в русском художественном творчестве огромное значение и изучать историческое событие, Отечественную войну 1812 года, не только на основе исторических документов, но и через прочтение художественных произведений.
Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Любая война со временем становится историей. Но так ли это? Ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Россия и русский народ пережили на своем веку множество воин. О каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье и горе. Когда речь заходит о 1812 годе, о Бородинской битве, мы вспоминаем стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». 200 лет назад русская армия мужественно сражалась с неприятелем, а 175 лет назад М.Ю. Лермонтов рассказал о стойкости, верности, силе духа русских в Отечественной войне. Лермонтов родился в год, когда последние русские полки возвращались из Франции. Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне, все напоминало о бородинской победе: и еще не отстроенная Москва; пушки, отбитые у неприятеля; грудь ветерана, увешенная крестами; рассказы множества очевидцев. Мальчик рос среди воспоминаний об Отечественной войне, прежде всего своего отца, капитана в отставке, который в 1812г вступил в народное ополчение, двоюродного деда, генерала Никиты Арсеньева. Все происходящее не могло не отразиться в творчестве поэта. «Бородино» впервые появилось в 1837 году в шестой книге журнала «Современник». По мнению В. Н. Турбина, непосредственным поводом к переделке юношеского стихотворения «Поле Бородина» послужила юбилейная лжепатриотическая шумиха и сочинение Булгарина Фаддея, некоторые выражения которого намеренно использованы Лермонтовым в полемических целях. «Бородино» - первое произведение, напечатанное с его подписью и с его ведома. Оно принесло известность поэту. Что же так привлекало внимание читателя и критиков? Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку. Обратимся к содержанию. В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы. Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку: Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи И все: на наш редут * * * Изведал враг в тот день не мало, Что значит - русский бой удалый, Наш рукопашный бой! Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения: Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел. Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго»). Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н.Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки»)? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою». Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину: Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню: Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход: Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали!» и приносят победу: Что тут хитрить, пожалуй, к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою! Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников. В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Герой «Бородино» - участник отечественной, общенародной, настоящей войны. Он сильный, гордый, смелый, он – русский человек. Вкладывая рассказ о Бородинском
сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям
достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне
В. Г. Белинский увидел в этом стихотворении жалобу «на настоящее поколение; дремлющее в бедствии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Л. Н. Толстой считал «Бородино» зеркалом романа-эпопеи «Война и мир». По определению Л. В.Пумпянского, «Бородино» заключает в себе огромный материал для наблюдений и выводов. Прошло много лет, а стихотворение не утратило свою значимость для нас, живущих в 21 столетии. К этому стихотворению следует подходить как к открытию, имеющему в русском художественном творчестве огромное значение и изучать историческое событие, Отечественную войну 1812 года, не только на основе исторических документов, но и через прочтение художественных произведений.
Рейтинг: 0
Голосов: 0
65517 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п.Новопавловка, ул.Чапаева, 19 тел./факс: 8(30236)49181 e-mail: n-p.shkola@yandex.ru |